Ребёнок к 3 годам должен знать и уметь
Ознакомление с окружающим:
- Знать своё имя и фамилию, имена близких людей;
- Знать и правильно пользоваться словами, обозначающими предметы домашнего обихода и их назначение;
- Иметь некоторые представления о сезонных изменениях в природе;
- Узнавать по внешнему виду и вкусу овощи и фрукты;
- Узнавать и называть растения (дерево, куст, трава, цветок);
- Знать некоторых диких и домашних животных и птиц, выделять и называть их части тела, особенности поведения, называть детёнышей животных.
Речь и речевое развитие:
- Уметь правильно произносить гласные А, О, У, Ы и согласные М, П, Б, К, Г;
- Овладевать правильным темпом и ритмом речи, речевым дыханием, дикцией;
- Употреблять в речи существительные, прилагательные, наречия и глаголы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; правильно употреблять существительные с предлогами;
- Слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, повторять отдельные строки по просьбе взрослых, узнавать и называть сказочных героев;
- Рассказывать наизусть некоторые потешки и стихи.
Сенсорное развитие:
- Различать и правильно называть основные цвета;
- Знать фигуры – круг, квадрат, шар, кубик;
- Различать предметы по величине, пользуясь словами «большой», «маленький»;
- Различать понятия «много» и «один»;
- Сравнивать группы предметов по количеству, изменять их путём увеличения и уменьшения количества;
- Объединять предметы по общему признаку и находить лишний предмет;
- Сравнивать предметы по одному признаку (размер, цвет, форма).
Изобразительная деятельность:
- Проводить прямые и замкнутые округлые линии, изображая простые предметы, пользуясь фломастерами, карандашами, гуашью;
- Раскладывать и наклеивать готовые формы, для создания не сложных композиций в аппликации;
- Раскатывая глину круговыми движениями, сплющивая, делая в ней углубления, лепить простые предметы;
- Воспроизводить элементарные постройки из конструктора по образцу, различать детали – кубик, кирпичик, собирать матрёшки, пирамидки, вкладыши.
Ребёнок к 4 годам должен знать и уметь:
Ознакомление с окружающим:
- Знать своё имя, фамилию, возраст;
- Определять состояние погоды, называть характерные признаки каждого времени года;
- Иметь обобщающее представление об овощах, фруктах, цветах, кустарниках, деревьях;
- Называть вещи домашнего обихода, транспортные средства, части и детали разных предметов, профессии людей, использовать в речи обобщённые слова;
- Узнавать и называть домашних и диких животных, иметь обобщённые представления о них.
Речь и речевое развитие:
- Употреблять слова с противоположным значением, согласовывать их в роде, числе и падеже, изменять слова по числам и падежам, употреблять их в единственном и множественном числе;
- Прослушав сказку, рассказ самостоятельно воспроизводить интересные повторяющиеся моменты;
- Пересказывать знакомые сказки с помощью взрослых, интонационно передавать характер персонажей;
- Описывать предметы, передавая характерные признаки;
- Отгадывать загадки, находить картинку отгадку среди множества картинок;
- Выразительно читать наизусть короткие стихи и потешки.
Подготовка к обучению грамоте:
- Правильно и чётко произносить все гласные звуки в отдельных словах и в разговорной речи;
- Правильно и чётко произносить согласные звуки: м, б, п, т, д, н, г, х, в, ф в словах и в разговорной речи;
- Находить слова близкие по звучанию;
Знать основные законы речи:
- Речь состоит из слов, слова называют предметы, признаки, действия предметов и с предметами;
- Слова бывают длинные и короткие;
- Слова состоят из звуков, звуки произносятся по-разному;
- Из слов можно составлять предложения.
Математическое и логическое развитие:
- Знать цифры и считать предметы от 1 до 5;
- Сравнивать одну группу предметов с другой;
- Различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов;
- Сравнивать предметы по величине; группировать по данным признакам;
- Знать геометрические тела: шар, куб; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- Различать и правильно называть части суток, времена года;
- Различать правую и левую руку, обозначать словами положение предметов относительно себя;
- Отгадывать математические загадки, решать логические задачи на сравнение и классификацию.
Изобразительная деятельность:
- Передавать образы окружающей действительности, использовать цвета, соответствующие отдельным предметам, рисовать не сложные сюжеты по замыслу;
- Правильно держать ножницы, делая прямые короткие разрезы, раскладывать в указанном порядке готовые формы, чередуя их по цвету;
- Лепить из пластилина (глины) предметы и фигурки, состоящие из нескольких частей разной формы, защипывать края формы кончиками пальцев;
- Сооружать постройки по образцу и собственному замыслу, подбирая необходимые детали.
Ребёнок к 5 годам должен знать и уметь:
Ознакомление с окружающим:
- Знать название города, в котором живет, домашний адрес;
- Узнавать и называть птиц по величине, окраске, издаваемым звукам, различать и называть насекомых, рыб, диких и домашних животных их детёнышей;
- Различать деревья, знать некоторые из них, узнавать с какого дерева данный лист; узнавать и называть цветы по форме лепестков;
- Различать характерные признаки овощей и фруктов;
- Устанавливать простейшие причинно – следственные связи в природе;
- Называть профессии людей, знать названия машин, облегчающих труд людей.
Речь и речевое развитие:
- Употреблять в речи синонимы, понимать многозначность слов, использовать обобщающие слова;
- Употреблять в речи прилагательные и глаголы;
- Использовать в речи простые предложения и предложения с однородными членами;
- Образовывать слова с помощью приставок, суффиксов;
- Интонационно передавать поэтический текст, используя различные средства выразительности;
- Пересказывать знакомые сказки, сохраняя последовательность сюжета, передавая характер персонажей;
- Отгадывать загадки.
Обучение грамоте:
- Правильно произносить свистящие, шипящие и сонорные звуки;
- Называть слова с заданным звуком;
- Различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки;
- Делить слова на слоги;
- Определять первый звук в слове;
- Различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
- Составлять предложения о действиях, о признаках предметов;
- Знать некоторые буквы русского алфавита;
- Читать слоги и короткие слова из этих букв, проводить их звуковой анализ.
Математическое и логическое развитие:
- Знать цифры и считать предметы от 1 до 10;
- Соотносить количество предметов с цифрой;
- Сравнивать две группы предметов, выраженных смежными числами;
- Устанавливать равенство и неравенство групп предметов, независимо от расстояния, величины и формы расположения;
- Различать количественный и порядковый счёт;
- Знать количественный состав числа из отдельных единиц в пределах 5;
- Выделять одновременно два свойства предметов;
- Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине;
- Выполнять задания на построения и перестроения геометрических фигур;
- Решать логические задачи, руководствуясь схемой.
Изобразительная деятельность:
- Рисовать по представлению и с натуры различные предметы, передавая их форму и строение;
- Правильно держать ножницы и действовать ими: разрезать полоски - поперёк, квадраты – по диагонали, делать косые срезы на прямоугольнике, вырезать предметы круглой и овальной формы, наклеивать изображения из готовых форм;
- Лепить различные предметы, используя в работе стеку;
- Изготовлять поделки из природного материала.
Ребёнок к 6 годам должен знать и уметь:
Ознакомление с окружающим:
- Знать название родного города, страны, столицы;
- Иметь представление о труде людей в городе и селе;
- Знать материалы, из которых сделаны некоторые предметы домашнего обихода и как сними обращаться;
- Иметь систематические представления о каждом времени года;
- Знать и называть 3-4 вида зимующих птиц и 3- 4 вида перелётных, знать насекомых и способы их передвижения;
- Иметь представления о жизнедеятельности и функции растений в разные времена года;
- Знать и выполнять правила поведения в общественных местах.
Речь и речевое развитие:
- Правильно изменять слова, употребляемые в речи;
- Понимать смысловые оттенки однокоренных глаголов и прилагательных;
- Пересказывать небольшие рассказы, выразительно читать стихи;
- Составлять рассказы об игрушках, по картинке и серии картинок, рассказы из личного опыта;
- Проводить обобщения, сравнения и противопоставления.
Обучение грамоте:
- Знать все буквы русского алфавита;
- Определять количество слогов в словах;
- Определять место заданного звука в слове;
- Проводить звуковой анализ слов;
- Составлять предложения из 2 – 4 слов;
- Читать слова и предложения;
- Обводить рисунки по контуру, заштриховывать их;
- Уметь писать печатные буквы русского алфавита.
Математическое и логическое развитие:
- Вести прямой и обратный счёт в пределах 10;
- Писать цифры от 0 до 5;
- Находить состав числа (2,3,4,5) из двух меньших;
- Сравнивать группы предметов по количеству, устанавливать равенство и неравенство и обозначать знаками;
- Сравнивать смежные числа и определять отношения между ними;
- Упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию численности;
- Различать: ромб, трапецию, четырёхугольник, многоугольник;
- Измерять длину условными мерками;
- Делить предметы на 2 и 4 равные части;
- Определять положение предметов по отношению к другим;
- Знать дни недели, названия месяцев;
- Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий.
Изобразительная деятельность:
- Владеть основными техническими навыками, необходимыми для создания рисунка;
- Отражать в рисунке впечатления от окружающей природы, события окружающей жизни, сюжеты сказок, рассказов;
- Вырезать сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной вдвое, сложенной гармошкой;
- Лепить фигурки человека, животного, передавая несложные движения;
- Складывать бумагу по образцу, получая готовое изображение разных предметов;
- Сооружать постройки из ст